ПОД СОЗНАНИЕМ
ЧТО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ
Пересборка труда Robert Lawrence Kuhn "Ландшафт сознаний"
Сознание
10
ГРУПП
ТЕОРИЙ
189
ПОД СОЗНАНИЕМ
ЧТО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ
10
ГРУПП
ТЕОРИЙ
189
Пересборка труда Robert Lawrence Kuhn "Ландшафт сознаний"
Сознание
НЕДОСТУПНО НА МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
(из-за объема информации у меня нет возможности адаптировать страницу для телефона)
ТЕОРИИ МАТЕРИАЛИЗМА
Философские теории
Филогенетическая эволюция
Нейробиологические теории
Теории электромагнитного поля
Компьютерные и информационные теории
Гомеостатические и аффективные теории
Телесные и инактивные теории
Реляционные теории
Репрезентационные теории
Отношения с языком
Наведите курсор
Наведите курсор
Наведите курсор
Наведите курсор
Наведите курсор
Наведите курсор
Наведите курсор
Наведите курсор
Наведите курсор
Наведите курсор
Теория идентичности "Мозг-разум": Ментальные состояния идентичны нейронным состояниям в мозге, то есть, каждое ментальное состояние соответствует определённому нейронному состоянию.

Идентичность "Разум-тело" Папино: Ментальные состояния идентичны состояниям тела, а именно состояниям центральной нервной системы.

Проблема "Разум-тело" Гольдштейна: Обсуждает сложности и вопросы, связанные с объяснением взаимодействия между ментальными и физическими состояниями.

Аргумент Хардкасла против скептиков материализма:
Представляет аргументы в защиту материалистического подхода к сознанию, опровергая сомнения в том, что сознание можно объяснить материалистически.

Элиминативный материализм:
Понятия и описания, связанные с ментальными состояниями, не соответствуют никакому реальному феномену, и такие понятия следует устранить.

Конструктивный натурализм Флэнагена: Сознание является результатом эволюционного развития когнитивных систем и их адаптации.

Эпифеноменализм:
Ментальные состояния являются побочным продуктом физического функционирования мозга и не влияют на поведение или физические процессы.

Эмерджентность:
Сознание возникает как сложное свойство системы, состоящее из взаимодействий её элементов, а не просто сумма этих элементов.




Функционализм:
Определяет сознание через его функции и роли, а не через конкретную физическую реализацию. Например, ментальные состояния идентифицируются через их функции в системе.

Биологический натурализм Серля: Сознание является биологическим явлением, возникающим из сложных биологических процессов в мозге.

Биологический редукционизм Блока: Сознание может быть полностью объяснено через биологию мозга и нейронные механизмы.

Эпистемическая позиция Стояль и нестандартный физикализм:
Понимание сознания может быть расширено через нестандартные физикалистские подходы, которые не полностью укладываются в традиционные физические модели.
Нейронный дарвинизм Эдельмана и рецидивирующие нейронные сети: Сознание возникает из процесса отбора нейронных сетей.

Теория кортикальных проводников Баха: Предлагает, что кортикальные проводники играют центральную роль в формировании сознания, действуя как основная инфраструктура для обработки информации.

Теория глобального рабочего пространства Баарса и Дехана:
Сознание связано с глобальным рабочим пространством, которое интегрирует информацию из различных когнитивных систем.

Модель множественных черновиков Деннетта:
Сознание — это результат взаимодействия множества параллельных и частично независимых когнитивных процессов.
Общество разума Мински:
Сознание рассматривается как общество различных "агентов" или "модулей", каждый из которых выполняет свою функцию.

Теория схемы внимания Грациано: Внимание играет ключевую роль в формировании сознательного опыта, управляя тем, какая информация достигает сознания.

Временнопространственное восприятие Нортоффа:
Восприятие времени и пространства играет ключевую роль в сознательном опыте.

Трудная совместимость Сапольски: Рассматривает трудности в согласовании нейробиологических и субъективных аспектов сознания.

Свободные агенты Митчелла:
Моделирует сознание как результат взаимодействия множества независимых когнитивных агентов, каждый из которых может действовать автономно.
Теории мозговых цепей и циклов: Исследуют, как замкнутые цепи и циклы нейронной активности способствуют возникновению сознания.

Нейронные корреляты сознания Крика и Коха:
Ищет конкретные нейронные процессы и структуры, которые коррелируют с сознательными переживаниями.

Нейрофункционализм Принца:
Подчеркивает роль внимания в создании и организации сознательного опыта.

Эмерджентный материализм Бунге: Сознание возникает как эмерджентное свойство сложных нейронных систем, которые не могут быть полностью объяснены через их составные части.

Ментализация Хирштайна:
Сознание связано с способностью к ментализации, то есть к осознанию и интерпретации собственных и чужих ментальных состояний.
Эмпатическое сопряжение:
Сознание связано с механизмами сопряжения электромагнитных полей между различными участками мозга. Это сопряжение может быть связано с формированием эмпатии и социальных взаимодействий.

Электромагнитные поля Джонса: Сознание связано с электромагнитными полями, возникающими в мозге. По этой теории, ментальные состояния и когнитивные процессы могут быть объяснены через распределение и динамику электромагнитных полей в нейронных тканях.

Состояние ума Линаса в осцилляциях: Сознание и ментальные состояния связаны с осцилляциями электромагнитных полей в мозге. По этой теории, состояние ума и когнитивные процессы могут быть объяснены через частотные и пространственные осцилляции.




Сознательные и несознательные паттерны Покетта:
Сознание формируется через специфические электромагнитные паттерны в мозге, которые различаются для сознательных и несознательных процессов. Эти паттерны могут быть измерены и проанализированы для понимания природы сознания.

Локальные поля потенциалов и электромагнитные волны Амброна: Сознание связано с локальными электромагнитными полями и волнами, которые возникают в специфических областях мозга. Эти поля могут быть связаны с когнитивными и перцептивными процессами.

Теория сознательной электромагнитной информации МакФаддена:
Сознание представляет собой тип информации, связанной с электромагнитными полями, которые возникают в нейронных сетях. Эта теория акцентирует внимание на том, как электромагнитные поля могут хранить и передавать информацию, которая составляет сознательный опыт.

Дальнодействующая телекоммуникация со скоростью света Чжана:
Исследует возможность того, что информация о сознательных состояниях передается через электромагнитные поля на расстояния, возможно даже со скоростью света. Эта теория предполагает, что сознание может быть связано с дальнодействующей передачей информации в мозге.
Компьютерные теории:
Мозг рассматривается как "биологический компьютер", который обрабатывает информацию и формирует сознание через сложные алгоритмы и программное обеспечение.

Голографическая теория мозга Прибрама:
Предлагает, что когнитивные процессы можно рассматривать как голографическое представление информации, где память и восприятие работают через структуру, аналогичную голограмме.

Дойл: Записывающее устройство опыта:
Считается, что сознание функционирует как записывающее устройство, фиксируя и сохраняя все переживания и информацию в виде "записей" или "протоколов".
Информационный реализм и эмерджентная информационная теория:
Полагает, что сознание связано с обработкой информации, где сознательные явления являются результатом эмерджентных свойств информационных процессов.

Математические теории:
Используют математические модели и формализмы для описания и объяснения сознания, рассматривая его как результат сложных вычислений и алгоритмов.

Гипотеза критического мозга:
Мозг функционирует оптимально в состоянии, называемом критическим, которое находится между двумя крайностями: случайной и упорядоченной фазами активности.
Предсказательные теории (сверху вниз):
Сознание и восприятие формируются через предсказания и корректировки, которые мозг делает на основе предыдущего опыта и текущих данных.

Теория "Звериной машины" Сета:
Сознание можно объяснить через базовые инстинктивные и эмоциональные реакции, сравнивая когнитивные процессы с машиной, ориентированной на выживание.

Гомеостатические чувства Дамасио и возникновение сознания:
Сознание возникает из гомеостатических процессов, поддерживающих внутреннее равновесие организма, и что чувства играют ключевую роль в этом процессе.

Принцип свободной энергии и активное заключение Фристона:
Мозг минимизирует свободную энергию через предсказания и коррекцию несоответствий, что связано с сознательным опытом.
Теория перцептивного контроля Манселла:
Сознание связано с контролем и регулированием перцептивных процессов, влияя на восприятие и поведение.

Самоорганизованное ограничение Дикона и возникновение "Я":
Сознание и чувство собственного "Я" возникают из самоорганизующихся процессов в нейронных системах.

Организация энергии Пепперелла:
Сознание связано с организацией и распределением энергии в мозге, что влияет на когнитивные и перцептивные процессы.

Чувствование :
Внутренние ощущения и восприятия формируют сознательный опыт и чувство себя.




Энтропическая гипотеза мозга Кархарт-Харриса:
Предлагает, что уровень энтропии или информационного разнообразия в мозге связан с уровнем сознательного опыта.

Аффект Солмса как скрытый источник сознания:
Эмоциональные и аффективные состояния играют центральную роль в формировании сознания.

Нейронный синтаксис и самопроизвольные ритмы Бузсаки:
Синтаксис нейронной активности и самопроизвольные ритмы играют важную роль в сознательных переживаниях.

Проективная модель сознания:
Сознание связано с проекцией ментальных состояний и когнитивных процессов на внутренние и внешние объекты.
Телесное познание:
Познание и сознание неразрывно связаны с телесными переживаниями и физическим взаимодействием с окружающим миром.

Инактивизм:
Сознание и познание являются результатом взаимодействия организма с окружающей средой, акцентируя внимание на динамических процессах, а не на внутреннем представлении.

Радикальная нейрофеноменология Битбола:
Привносит радикальные идеи в нейрофеноменологию, утверждая, что субъективные переживания и нейробиологические процессы неразрывно связаны и взаимозависимы.
Теория прямого восприятия:
Восприятие является непосредственным и не требует промежуточного когнитивного процесса и сознание возникает напрямую из сенсорного взаимодействия.

Нейрофеноменология Варелы:
Объединяет нейробиологические и феноменологические подходы для изучения сознания, фокусируясь на взаимодействии между нейронными процессами и субъективным опытом.

Экологическая психология Гибсона:
Считается, что восприятие и сознание формируются через активное взаимодействие с окружающей средой, где структура среды предоставляет информацию о действиях.


Расширенный разум А. Кларка:
Разум не ограничивается только мозгом, а включает взаимодействие с внешними инструментами и технологиями, которые расширяют когнитивные возможности.

Структурный реализм Лорита:
Сознание возникает из структурных отношений и взаимодействий, как между нейронными системами, так и между этими системами и окружающим миром.

Релятивистская теория Лахава:
Сознание зависит от контекста и относительных отношений между различными элементами когнитивной системы.
Гиломорфизм Яворски:
Сознание возникает из сложных взаимодействий между ментальными состояниями и физическим миром, которые формируют уникальные ментальные "модели".

Процессная теория:
Сознание формируется через динамические процессы и взаимодействия, которые постоянно изменяются и развиваются.
Реляционная теория подхода к сознанию Цучия:
Рассматривает сознание как результат сложных реляционных взаимодействий между различными уровнями и системами.

Теория Ноэ "Вне наших голов":
Сознание связано с внешними объектами и взаимодействиями, а не только с внутренними процессами.

Репрезентационализм первого порядка:
Сознание связано с тем, как ментальные представления первого порядка отражают внешний мир и внутренние состояния.

Нейронная репрезентация Тагарда:
Сознание возникает из нейронных репрезентаций, которые связываются, взаимодействуют и конкурируют за внимание.

Теории высшего порядка:
Сознание включает представление о собственных ментальных состояниях, то есть высший уровень осознания.

Теория мониторинга реальности Лау: Сознание связано с мониторингом и проверкой соответствия ментальных представлений с реальностью.

Тизе. Контингентность:
Сознание зависит от контингентных аспектов обработки информации и ментальных репрезентаций.
Гомункулусный функционализм Лайканда:
Сознание объяснено через функциональные процессы, где "гомункулус" представляет собой внутреннего наблюдателя, управляющего когнитивными процессами.

Гипотеза картезианского "Я" Т. Кларка:
"Я" существует независимо от нейронных и когнитивных процессов.

Символическая коммуникация Дикона (человеческое сознание):
Символическое взаимодействие и коммуникация между людьми способствуют формированию и пониманию сознания.

Повторяющаяся теория обработки Ламме:
Сознание возникает из повторяющейся обработки информации в нейронных сетях, что приводит к формированию сознательных переживаний.

Прозрачная теория:
Сознание характеризуется отсутствием явных репрезентаций.
Теория сознания высшего порядка Леду:
Сознание возникает из способности представлять и осознавать собственные ментальные состояния.

Ментальные репрезентации и аттракторы мозга Хамфри:
Сознание связано с ментальными репрезентациями и нейронными аттракторами, которые формируют устойчивые состояния мозга.

Теория отсутствия "Я" и репрезентационная теория субъективности Метцингера:
Считается, что субъективное "Я" является иллюзорным и представляет собой результат репрезентационных процессов в мозге.

Репрезентационализм и аргумент знания Джексона:
Некоторые аспекты сознания не могут быть полностью объяснены через репрезентации, т.к. она связана с субъективным знанием и опытом.

Язык как классификатор сознания по Смиту:
Смит предполагает, что язык помогает классифицировать и организовывать сознательные переживания, делая их доступными для анализа и понимания.

Язык и сознание Хомского:
Язык и сознание тесно связаны, язык формирует структуру мышления и осознания мира.
Разрушение двукамерального разума по Джейнсу:
Сознание, как мы его знаем, возникло после "разрушения" двухкамерного разума, когда древние люди начали воспринимать внутренние голоса как собственные мысли.

Сознание не зависит от языка по Коху:
Сознание может существовать независимо от языка и язык не является необходимым условием для сознания.
Отсутствие трудной проблемы в психологии Уильяма Джеймса:
"Трудная проблема" сознания (как физические процессы приводят к субъективному опыту) не является действительно трудной и может быть решена с помощью психологического подхода.

Глубокие корни сознания по Леду:
Корни сознания лежат в древних структурах мозга и сознание возникло на основе базовых нейронных процессов.

Ассоциативное обучение в процессе эволюции по Гинзбургу и Джаблонке:
Эта теория предполагает, что ассоциативное обучение сыграло ключевую роль в эволюции сознания, позволяя организмам адаптироваться к сложным средам.
Древние истоки сознания по Фейнбергу и Маллэту:
Сознание имеет древние эволюционные корни, которые могут восходить к первым животным с нервными системами.

Технологический подход к разуму повсюду по Левину:
Левин рассматривает возможность существования разума в различных формах, включая технологические системы, предполагая, что сознание может быть присуще не только биологическим существам.

Эволюция разума по Дэннету:
Дэннетт рассматривает эволюцию разума как процесс естественного отбора, в котором сложные когнитивные способности развивались постепенно.
Функциональная ценность по у и Таллон-Бодри:
Сознание имеет функциональную значимость и имеет эволюционную ценность для выживания.

Сознание без сложных мозгов по Эндрюсу:
Сознание существует у организмов с простыми нервными системами. И необходимость сложных мозговых структур для сознания вызывает сомнения.

Клеточная основа сознания по Реберу:
Сознание может иметь клеточную основу, где даже одноклеточные организмы могут обладать простыми формами сознания.

"Слепое пятно" Франка, Глейзера и Томпсона:
Обсуждает, как неосознанные или скрытые аспекты сознания могут влиять на наше понимание и восприятие.

Разум в жизни Томпсона:
Рассматривает сознание, как результат активности в жизненном контексте, подчеркивая роль повседневной активности и опыта в формировании разума.

Язык и сознание, основанное на инструментах, по Паррингтону:
Паррингтон рассматривает язык и использование инструментов как ключевые факторы в развитии сознания, подчёркивая их взаимосвязь.

Язык и сознание Серля:
Сознание и язык неразрывно связаны, и язык является проявлением сознания.
Теория адаптивного резонанса Гроссберга:
Эта теория предлагает модель нейронной сети, в которой память и восприятие работают через процессы адаптивного резонанса. Адаптивный резонанс рассматривается как механизм, поддерживающий сознание и внимание.

Модели сложных адаптивных систем:
Эти теории рассматривают мозг и сознание как сложные адаптивные системы, которые самоорганизуются и адаптируются к изменяющимся условиям окружающей среды. В рамках этих моделей сознание возникает как эмерджентное свойство динамической сети взаимодействий между элементами системы, где важную роль играют нелинейные процессы и обратная связь.
НЕРЕДУКТИВНЫЙ ФИЗИКАЛИЗМ
Сильная эмерджентность и причинность сверху вниз по Эллису:
Сознание является сильной эмерджентной свойственностью, которая оказывает влияние на физические процессы, не сводясь к ним.

Неттеоретический физикализм по Нагасаве:
Сознание может быть физическим феноменом, не требующим отдельной теории для своего объяснения.

Нередуктивный физикализм по Мерфи:
Сознание является физическим процессом, который, однако, не может быть полностью объяснен редукцией к физическим составляющим.
Христианский материализм и воскресение мертвых по ван Инвагену:
Сознание и личность могут сохраниться после смерти в контексте христианского материализма, где тела и сознания физически воскресают.

Абстрактный реализм по Санфею:
Сознание является реальным, но абстрактным явлением, связанным с физическими процессами.

Нередуктивная нейрофилософия по Нортоффу:
Сознание может быть понято через изучение мозга, но это понимание не может быть полностью редуцировано к физическим объяснениям.
КВАНТОВЫЕ ТЕОРИИ
Оркестрованное объективное сокращение по Пенроузу и Хамерофу:
Сознание связано с квантовыми процессами в микротрубочках нейронов, где происходит "оркестрованное" сокращение волновой функции.

Коллапс волновой функции через задавание вопросов по Стаппу:
Сознание как процесс, который вызывает коллапс волновой функции через акты наблюдения и задавания вопросов.

Имплицитный и эксплицитный порядок по Бому:
Сознание и реальность состоят из двух уровней порядка: имплицитного (скрытого) и эксплицитного (явного), где сознание связано с первым.

Квантовая потенциальная энергия и активная информация по Пюлькканену:
Квантовая потенциальная энергия и активная информация играют ключевую роль в сознании.

Сознание в Рулиаде по Вольфраму:
Сознание как феномен в Рулиаде — гипотетическом множестве всех возможных вычислительных процессов, где сознание может быть одним из таких процессов.

Квантовые процессы в синапсе по Беку и Экклсу:
Квантовые процессы в синапсах могут быть основой сознательных переживаний.

Физика отношений по Ровелли:
Сознание, где все сущности существуют в зависимости от своих связей и отношений с другими.

Квантовое познание по Фишеру:
Квантовые процессы влияют на когнитивные функции и сознание.
Квантовая теория, Пси и ментальное пространство по Карру:
Карр исследует возможные связи между квантовой теорией, паранормальными явлениями (Пси) и ментальным пространством, предлагая новую интерпретацию сознания.

Посредничество возможного и актуального разума по Каффману:
Разум играет роль посредника между возможными и актуальными состояниями в квантовых системах.

Квантовая термофильная динамика мозга по Глобусу:
Глобус изучает динамику квантовых полей и их влияние на терморегуляцию мозга, которая может быть связана с сознанием.

Клеточное и космическое сознание по Тордею:
Сознания существует как на клеточном уровне, так и на космическом, связывая эти два уровня через квантовые процессы.

Расширения квантового сознания:
Эта концепция рассматривает возможные расширения теорий квантового сознания для объяснения более широкого спектра сознательных явлений.

Причинная теория видов по Смолину:
Сознание может быть понято через изучение причинно-следственных связей в квантовой механике.

Теория динамической органичности по Познанскому:
Сознание возникает из динамических и органических процессов в мозге на основе квантовой механики.

Панпсихизм, основанный на квантовой информации, по Фаджину:
Сознание является фундаментальным свойством квантовой информации, присущей всей материи.
ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Критика теории интегрированной информации:
Этот пункт включает в себя различные критические взгляды на теорию интегрированной информации, которая рассматривает сознание как результат интеграции информации в сложных системах.


Сравнение теории интегрированной информации с панпсихизмом по Коху:
Кох рассматривает то, как эти две теории могут объяснять природу сознания, несмотря на различные подходы.
ПАНПСИХИЗМ
Микропсихизм:
Основные единицы материи обладают элементарными формами сознания, которые объединяются в более сложные сознательные переживания.

Сила квалий:
Эта теория рассматривает квалии (субъективные ощущения) как фундаментальную силу, присутствующую в природе, которая ответственна за возникновение сознания.

Пространство квалий:
Сознание можно описать в терминах пространственной структуры квалий, что позволяет измерять и анализировать субъективный опыт.

Панпротопсихизм:
Материя обладает потенциалом для формирования сознания, но не обязательно является сознательной сама по себе.

Космопсихизм:
Вселенная в целом обладает сознанием, и индивидуальные сознания являются его частями или аспектами.

Теория процесса Уайтхеда:
Сознание является неотъемлемой частью процессов, которые и составляют реальность.
Панпсихизм Гоффа:
Сознание является фундаментальной составляющей вселенной, которая пронизывает все уровни реальности, от элементарных частиц до сложных существ.

Панпсихизм как фундаментальное поле по А. Харрису:
Сознание как фундаментальное поле, существующее наравне с другими физическими полями, которые образуют основу реальности.

Самоорганизующиеся системы на всех уровнях сложности по Шелдрейку:
Самоорганизующиеся системы обладают сознанием, и это сознание эволюционирует и развивается вместе с системой.

Панпсихизм в физике по Уоллесу:
Физические законы могут включать в себя элементы сознания.

Панпсихизм Стросона:
Сознание присутствует во всей материи, и что оно не является чем-то, что возникает в результате сложных взаимодействий, а существует изначально.

Панпсихизм Чалмерса:
Сознание является фундаментальным аспектом реальности.
МОНИЗМЫ
Расселлов монизм:
Единственная субстанция, лежащая в основе всего сущего, может быть как физической, так и ментальной и обе стороны реальности неразрывно связаны.

Аномальный монизм по Дэвидсону:
Ментальные события являются физическими, их нельзя объяснить с помощью строгих физических законов, что делает ментальное "аномальным".

Эволюционирующее сознание по Тейяру де Шардену:
Сознание эволюционирует вместе с материей, постепенно становясь всё более сложным и развитым.

Сознание в бесконечном разуме по Лесли:
Индивидуальные сознания являются частями бесконечного разума, который охватывает всю вселенную.

Реалистический монизм и реалистический материализм по Стросону:
Монизм, который признает реальность сознания как фундаментального аспекта материи, является более реалистичным подходом к пониманию природы.

Рефлексивный монизм по Велмансу:
Восприятие и сознание являются продуктом отражения мозга самого себя, и этот процесс можно объяснить без разделения на субъективное и объективное.
Монизм Бентли Харта: сознание, бытие, Бог:
Бентли Харт исследует монизм, объединяющий сознание, бытие и божественное начало, предлагая духовную и философскую интерпретацию единой реальности.

Дуал-аспект монизм по Полкинхорну:
Физические и ментальные аспекты реальности являются двумя сторонами одной и той же сущности, и их нельзя разделять.

Дуал-аспект монизм по Атманспахеру:
Каждый физический процесс имеет соответствующий ментальный аспект и эти два аспекта неразделимы.

Состояние материи по Тегмарку:
Сознание может быть новым состоянием материи, таким же реальным, как твердые, жидкие и газообразные состояния.

Состояние-пространство, формализм квалий, валентный реализм по QRI (Qualia Research Institute):
QRI разрабатывает концепции, как можно количественно описать сознание и его качества, используя пространственные модели и математические формализмы.

Новая физика и нейробиология по Рамачандрану:
Сознание имеет единую физико-ментальную реальность.

ДУАЛИЗМЫ
Дуализм свойств:
Эта теория предполагает, что ментальные и физические свойства являются различными аспектами одной и той же сущности, но не могут быть сведены друг к другу.

Исторические и традиционные дуализмы:
Включает в себя классические концепции дуализма, такие как дуализм Декарта, разделяющий разум и тело, или дуализм Платона, разделяющий мир идей и мир материи.

Дуализм субстанций по Свинберну:
Существует две различные субстанции — ментальная и физическая, которые взаимодействуют друг с другом, но не могут быть сведены друг к другу.

Композитный дуализм:
Этот вид дуализма рассматривает человека как комбинацию физической и духовной составляющих, каждая из которых играет свою роль в формировании личности и сознания.

Томистический дуализм по Стампу:
Основан на учениях Фомы Аквинского, рассматривает душу и тело как два различных, но взаимосвязанных начала.

Неотомистический, неоаристотелевский, здравый смысловой дуализм по Фесеру:
Фесер развивает дуализм, опираясь на классические учения Аристотеля и Фомы Аквинского, предлагая его как жизнеспособную альтернативу современным материалистическим теориям.

Дуализм 2.0 по Кайнд:
Обновлённая версия дуализма, учитывающая современные достижения в науке и философии для переосмысления взаимодействия между сознанием и телом.

Интерактивный дуализм:
Разум и тело взаимодействуют между собой, влияя друг на друга, несмотря на их принципиальную различность.

Эмерджентный дуализм:
Ментальные свойства возникают из физических процессов, но в конечном итоге они не могут быть редуцированы к этим процессам.
Христианская душа по Мореланду:
Душа как самостоятельная сущность, отделённая от тела.

Душа в Еврейской Библии и еврейской философии:
Душа связана с моралью и этикой.

Душа в Новом Завете и христианской философии:
Душа бессмертная сущность, связанная с Богом.

Душа в исламской философии:
Душа — сущность, которая существует до рождения и продолжает существовать после смерти, связанная с духовным и этическим развитием.

Бог как источник душ:
Души воплощаются в физические тела, чтобы пройти через испытания земной жизни.

Личное и космическое сознание в индийской философии:
Личное сознание и космическое сознание, как аспекты единого духовного начала.

Душа в традиционных религиях коренных народов:
Душа часто воспринимается как часть природы и космоса, связанная с духами предков и природными силами.

Царства души:
Существуют различные царства или уровни души, через которые она проходит в своём духовном развитии.

Эклектическая душа и сознание в теософии:
Душа как многослойная структура, сочетающая в себе элементы различных религий и философий (с акцентом на эзотерическом знании).

Эзотерическая душа и сознание по Штайнеру:
Душа и сознание основаны на духовном развитии и эзотерическом познании.

Нефизический компонент в человеческом разуме:
Этот компонент не поддаётся объяснению с точки зрения современных физических наук, что делает его уникальным и особенным.
ИДЕАЛИЗМЫ
Индийское космическое сознание:
Эта концепция предполагает, что сознание является всеобъемлющим и основополагающим аспектом вселенной, рассматривая его как единое, вечное и всепроникающее.

Пустое, иллюзорное феноменальное сознание в буддизме:
Сознание и феноменальный мир являются иллюзорными, временными и не имеющими истинной сущности. Внимание акцентируется на пустоте как основной природе всех вещей.

Постоянный Дао в Дао Дэ Цзине:
Дао вечный и неизменный принцип, лежащий в основе всего сущего, а мир является проявлением этого неизменного Дао.

Аналитический идеализм Каструпа:
Реальность — продукт сознания и весь опыт является ментальным по своей природе. Идея материального мира как независимой реальности отвергается.

Реализм сознания Хоффмана: Аргумент против реальности:
Наше восприятие реальности является искажением, созданным эволюцией для выживания, а не отражением объективной действительности, где сознание играет центральную роль.

Реляционный, творческий процессуальный идеализм Макгилкриста:
Сознание формирует и определяет реальность через динамические и творческие процессы взаимодействия, где ментальное и физическое неразрывно связаны.

Только целое является сознательным по Чопре:
Сознание является неотъемлемым свойством целого — вселенной или Бога, и только целое обладает истинным сознанием, в то время как его части не являются независимыми агентами.


Как сознание становится физической вселенной:
Сознание трансформируется или проявляется в физическом мире. Сознание является основополагающим источником материальной реальности.

Самосознающая вселенная по Госвами:
Вселенная является самосознающей сущностью, где сознание является основным принципом, управляющим эволюцией и существованием всего.

Невозмутимость Спиры:
Существует только одно сознание, и любая дуальность, такая как субъективное и объективное, является иллюзией.

Всё, что есть, по Надеру:
Существует только одно существо или сущность, которая является всем, и сознание этого существа охватывает и определяет всю реальность.

Воображаемые выражения идеализма:
Эта концепция исследует творческую и художественную интерпретацию идеализма, где воображение и сознание формируют реальность через символические и метафорические выражения.

Персональный идеализм Уорда:
Души — сознательные агенты, созданных Богом, которые действуют в мире, но существуют как часть более великого божественного плана.

Перенниальный идеализм Албахари:
Идеализм, основанный на вечных философских истинах, которые признают сознание как единую и неизменную основу всего сущего.

Универсальное поле знаний по Мейеру:
Реальность — поле универсальных знаний, где сознание является ключевым элементом, связующим всё знание и опыт во вселенной.


ТЕОРИИ АНОМАЛЬНЫХ И ИЗМЕНЁННЫХ СОСТОЯНИЙ
Эмерджентный интеракционизм по Тарту:
Сознание возникает и взаимодействует с физическим миром, создавая новые уровни опыта и реальности, которые невозможно объяснить только физическими процессами.

Модели, информированные экстрасенсорикой, по Джозефсону:
Феномены psi (экстрасенсорика) интегрируются в физические модели, создавая новый взгляд на взаимодействие сознания и материи.

Коллективное бессознательное и синхроничность по Юнгу:
Общие архетипы и символы формируют наше понимание мира, и синхроничности, как значимых совпадений, связанных с этим бессознательным.

Морфические поля по Шелдрейку:
Морфические поля содержат информацию о формах и поведениях живых существ, и влияют на развитие и сознание через механизм, напоминающий коллективную память.

Феноменологическая онтология по Битболу:
Сознание рассматривается через призму феноменологии, где субъективный опыт становится основой для понимания реальности и бытия.

Вызов материализму по Радину:
Ставит под сомнение физический реализм и предлагает новые способы понимания сознания, исследуя паранормальные явления.

Вечное внеплотное сознание по Хиллеру:
Сознание может существовать независимо от физического тела, и оно продолжает существовать после смерти в виде нематериальной сущности.



Хаотический аттрактор и автопоэтические системы по Комбсу:
Комбс исследует, как сложные системы, такие как мозг, могут создавать сознание через самоорганизацию и динамическое поведение, описываемое теориями хаоса и автопоэзиса.

Теория резонанса и субъективное время по Скулеру:
Сознание формируется через резонансные процессы, где субъективное восприятие времени и опыта определяется внутренними когнитивными ритмами.

Теория синергического/нейронного поля по Гринбергу:
Сознание формируется и функционирует как синергическое поле, связанное с нейронной активностью, которая создает единый когнитивный опыт.

Трёхаспектная модель по Грабою:
Сознание разделено на три аспекта: физический, ментальный и духовный, каждый из которых взаимодействует с другими в формировании целостного опыта.

Исследования сознания и теория DOPS:
Division of Perceptual Studies изучает аномальные феномены сознания, такие как переживания вне тела, и разрабатывает теории, объясняющие их с точки зрения науки.

Множественность, длительность, восприятие, память по Бергсону:
Бергсон предлагает, что восприятие и сознание связаны с длительностью и множественными аспектами реальности.

Опыты, близкие к смерти, выживание, прошлые жизни:
Возможность существования сознания после физической смерти.







Универсальное или божественное сознание по Харпу:
Существует единое универсальное сознание, которое можно рассматривать как божественное и которое объединяет все индивидуальные сознания в одно целое.

Интегральная теория по Уилберу:
Уилбер объединяет различные психологические, духовные и научные подходы к пониманию сознания, создавая всеобъемлющую модель, охватывающую множество уровней и аспектов бытия.

Теория всего по Кэмпбеллу:
Кэмпбелл предлагает всеобъемлющую теорию, которая объединяет физическое и ментальное в единую модель, объясняющую все аспекты реальности через сознание.

Когнитивно-теоретическая модель вселенной по Лангану:
Вселенную как когнитивная система, где сознание играет ключевую роль в формировании реальности и законов природы.

Медитация и мозг:
Эта теория исследует, как медитация изменяет структуру и функции мозга, влияя на сознание и восприятие, и как она может быть использована для изучения природы сознания.

Психоделические теории сознания:
Эти теории изучают влияние психоделических веществ на сознание, предполагая, что они могут раскрывать скрытые аспекты ментального и духовного опыта.

Космогенезис по Свимму:
Сознание и вселенная развиваются вместе в процессе космогенезиса, где эволюция материи и сознания связаны друг с другом.
ТЕОРИИ ВЫЗОВА
Ультимативная тайна по МакГинну (Мистерианизм):
МакГинн утверждает, что сознание представляет собой тайну, которую человеческий разум не способен полностью понять или объяснить, оставляя её за пределами научного познания.

Тайна сознания по С. Харрису:
Сэм Харрис исследует природу сознания, признавая его глубокую и необъяснимую сложность, предлагая, что наше понимание сознания может всегда оставаться неполным.

Возможности по Иглману:
Иглман представляет позицию, что мы должны быть открыты к широкому спектру возможностей в изучении сознания, поскольку наши текущие знания могут быть ограничены.

Ум и космос по Нагелю:
Нагель критикует материалистические объяснения сознания и предлагает, что ум и сознание играют фундаментальную роль в природе космоса, которую наука ещё не может объяснить.
Анти-нейромания и скептицизм по Таллису:
Таллис критикует упрощённые нейронаучные объяснения сознания, утверждая, что они не учитывают всей сложности человеческого опыта и сознания.

Ум-тело в бесконечно делимой вселенной по Нагасаве:
Нагасава исследует, как можно понять взаимодействие ума и тела в контексте вселенной, где материальная реальность может быть бесконечно делимой и сложной.

«Действительно ли это так трудно?» по Муссеру:
Муссер рассматривает, почему сознание представляет собой настолько сложную задачу для науки и философии, и ставит под сомнение, действительно ли эта проблема неразрешима.

Сознание в космосе по Дэвису:
Дэвис исследует, как сознание может вписываться в картину космоса, рассматривая возможность его существования в различных формах и масштабах во вселенной.
ПОД СОЗНАНИЕМ
ЧТО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ
Как видите, существует множество теорий о сознании и нашем представлении о собственном "Я". Но я хочу напомнить вам об исследованиях Лизабет Лофтус, которая доказала, что наша память — это не статичный архив, а процесс постоянного обновления, в котором наше восприятие и внимание могут изменяться. Иными словами, мы не просто воссоздаём истории из своего прошлого, а иногда создаём их заново. Но тогда, кто этот "Я", который участвовал в реальных и вымышленных событиях?

Если вам сложно ответить на этот вопрос, позвольте предложить иной подход: избавьтесь от представления о том, что наше сознание — это нечто неизменное и стабильное, единое. Как говорит Деннэт: "Нет никакого человечка внутри нас". Скорее речь идёт о некоем лоскутном одеяле из историй или моделей реальности, которые наш мозг собирает в каждый текущий момент времени. И наше "Я" — это гравитационный центр этих сборок.
Сознание
10
ГРУПП
ТЕОРИЙ
189
По всем вопросам свяжитесь со мной любым удобным способом:
Телефон: +7 (993) 98-98-1-98
TG CHANNEL: @yaroslavs_pjoke
TG: @p_log_yaroslav
© Все права защищены. Долгов Я.И.
Для связи: yaroslav@jadolgov.ru
Политика конфиденциальности и обработки данных
Made on
Tilda